Когнитивная модель в психотерапии

Когнитивная модель основная методика в когнитивно-поведенческой психотерапии . Она предполагает, что восприятие человеком происходящего влияет на его эмоции, поведение и физиологию.

Самая простая когнитивная модель имеет следующий вид:

Ситуация/событие

Восприятие ситуации

Реакция (эмоциональная, поведенческая, физиологическая)

Не ситуация определяет, что чувствуют люди, а ее восприятие (Beck, 1964; Ellis, 1962). Например, представьте ситуацию: несколько человек читают текст о когнитивно-поведенческой терапии. Они по-разному реагируют на него эмоционально и поведенчески — в зависимости от того, какие мысли возникают у них во время чтения.

Читатель А думает: «Это действительно так. Наконец-то я нашел книгу, которая объяснит, как стать хорошим терапевтом!». Читатель А чувствует радость и продолжает читать.

А вот читатель Б думает: «Это слишком упрощенный подход. Он никогда не сработает». Читатель Б чувствует разочарование и закрывает книгу.

У читателя В возникают следующие мысли: «Эта книга не оправдала моих ожиданий. Зря потратил деньги». Читатель В испытывает отвращение, книга совсем не нравится ему.

Читатель Г думает: «Нужно хорошенько это изучить. Вдруг я чего-то не пойму? Вдруг мне не удастся в этом преуспеть?» Читатель Д ощущает тревогу и продолжает снова и снова перечитывать одну и ту же страницу.

Читатель Д тоже рассуждает по-своему: «Это слишком сложно. Я такой тупой. Мне никогда этого не освоить. Из меня никогда не получится хорошего терапевта». Читатель Д грустит и включает телевизор.

Эмоциональное состояние и поведение людей связано с тем, как они интерпретируют происходящее. Сама ситуация не определяет напрямую наши чувства и поступки; эмоциональные реакции опосредованы восприятием ситуации. Когнитивно-поведенческих терапевтов особенно интересует относительно незаметный поток мышления, который существует одновременно с более очевидным, поверхностным.

Например, при чтении этого текста вы, возможно, обращали внимание, что мысленный процесс идет на двух уровнях. Часть вашего разума сосредоточена на излагаемом материале, вы стараетесь понять и систематизировать его. Однако на другом уровне возникают быстрые оценочные суждения. Их принято называть автоматическими мыслями, они не возникают намеренно или вследствие рассуждений. Эти мысли появляются скорее спонтанно, они обычно быстротечные и отрывочные. Вы можете практически их не осознавать; даже вероятнее, что вы осознаете только эмоцию или поведение, которые они спровоцируют.

Даже если автоматические мысли попадают на уровень сознания, вы вряд ли относитесь к ним критически — иными словами, вы им доверяете. И даже не задумываетесь о том, что их можно поставить под сомнение. Тем не менее можно научиться выявлять свои автоматические мысли, в первую очередь обращая внимание на аффективные, поведенческие и/или физиологические изменения.

Спросите себя: «О чем я только что подумал(а)?», если:

  • у вас ухудшилось настроение;
  • вы почувствовали потребность в дисфункциональном поведении (или избегании адаптивного поведения);
  • вы обратили внимание на неприятные изменения в теле или мыслях.

Выявив автоматические мысли, вы сможете (а скорее всего, в какой-то степени уже это делаете) оценить их валидность. Например, если вам предстоит выполнить много дел, может возникнуть автоматическая мысль: «Я никогда не закончу». Но вы тут же можете автоматически свериться с реальностью, вспомнить подобные ситуации из прошлого и напомнить себе: «Все в порядке. Ты знаешь, что всегда справлялся с тем, что нужно было сделать». Когда вы поймете, что ошибочно интерпретируете ситуацию, и подкорректируете восприятие, скорее всего, настроение ваше улучшится, вы станете вести себя более функционально и/или снизится физиологическое возбуждение. Используя когнитивную терминологию, можно сказать: когда дисфункциональные мысли подвергаются объективной рефлексии, эмоции, поведение и физиологические реакции человека постепенно изменяются.

Но почему такие автоматические мысли появляются? Почему разные люди по-разному воспринимают одни и те же ситуации? Почему один и тот же человек по-разному интерпретирует одно и то же событие в разные моменты времени? Ответ связан с другим когнитивным феноменом: убеждениями.

Убеждения

Представления о себе, других людях и мире формируются у людей с детства. Самые важные глубинные убеждения — это определенные интерпретации, которые так фундаментальны и глубоки, что люди не могут их четко сформулировать даже для себя. Человек относится к этим идеям как к истине в последней инстанции — они описывают, как все есть «на самом деле» (Beck, 1987).

Глубинные убеждения — самая фундаментальная форма убеждений; они глобальны, ригидны и чрезмерно обобщены.

Автоматические мысли, непосредственно слова и образы, приходящие человеку на ум, всегда связаны с ситуацией; их можно считать наиболее поверхностными когнициями. Также существует класс расположенных между ними промежуточных убеждений.

Отношения, правила и допущения

Глубинные убеждения влияют на развитие промежуточного класса когниций, который состоит из (часто четко не формулируемых) отношений, правил и допущений. Например, у читателя Д были следующие промежуточные убеждения:

  • Отношение: «Совершать ошибки ужасно».
  • Правило: «Сдавайся, если проблема кажется слишком сложной».
  • Допущение: «Если я попробую сделать что-то сложное, то совершу ошибку. Если я буду избегать сложных задач, все будет в порядке».

Эти убеждения влияют на его восприятие ситуации, которое, в свою очередь, определяет его мысли, чувства и поведение. Взаимосвязи между этими промежуточными убеждениями, глубинными убеждениями и автоматическими мыслями можно изобразить следующим образом:

Глубинные убеждения

Промежуточные убеждения (правила, отношения и допущения)

Автоматические мысли

Как возникают глубинные и промежуточные убеждения? Уже на самых ранних стадиях развития люди пытаются понять окружающий мир. Им нужно организовать полученный опыт таким образом, чтобы вести себя адаптивно (Rosen, 1988). Из разнообразных опытов взаимодействия с миром и другими людьми (на них, в свою очередь, влияет генетическая предрасположенность) делаются определенные выводы, на основе которых и формируются убеждения, нередко весьма отличающиеся по критериям точности и функциональности.

Когнитивно-поведенческому психотерапевту особенно важно помнить, что такие дисфункциональные убеждения могут устраняться в процессе обучения, уступая место более реалистичным и функциональным, а затем развивать и укреплять под воздействием терапии можно уже эти новые убеждения.

Самый быстрый способ улучшить состояние пациента и увеличить адаптивность его поведения — способствовать прямой модификации глубинных убеждений как можно раньше. Ведь после того как эти убеждения изменятся, пациенты научатся интерпретировать ситуации и проблемы более конструктивно. Короткую модификацию можно проводить на самых ранних этапах лечения с пациентами, страдающими депрессией, или пациентами, у которых до возникновения расстройства были разумные и адаптивные убеждения о себе. Однако если убеждения пациента укоренились глубоко, вы можете потерять его доверие и поставить терапевтический союз под угрозу, если слишком рано начнете оспаривать их достоверность.

Таким образом, обычно курс когнитивно-поведенческой психотерапии начинается с выявления и коррекции автоматических мыслей, которые возникают из глубинных убеждений (работа над убеждениями также может вестись, но косвенная, не прямая). Терапевты обучают пациентов выделять подобные когниции, которые находятся ближе всего к сознательному уровню восприятия, и дистанцироваться от них, понимая:

  • если они во что-то верят, это вовсе не обязательно является правдой;
  • смена образа мыслей на более реалистичный и практичный позволит им почувствовать себя лучше и продвинуться в достижении своих целей.

Пациентам проще осознать искажение конкретных мыслей, чем общего представления о себе, мире и других. Однако многократный опыт переживания ситуаций, в которых пациенты испытают облегчение, пусть даже при работе на поверхностном уровне мышления, поможет им подготовиться к переоценке убеждений, которые лежат в основе их дисфункционального мышления. Важные промежуточные убеждения и глубинные убеждения оцениваются разными способами и модифицируются таким образом, чтобы восприятие пациентом событий и выводы о них могли меняться в лучшую сторону. Модификация глубинных убеждений снижает вероятность рецидива (Evans et al. , 1992; Hollon, DeRubeis, & Seligman, 1992).

Соотношение поведения и автоматических мыслей

В соответствии с тем, что мы уже разобрали, иерархию когнитивной модели можно изобразить следующим образом:

Глубинные убеждения

Промежуточные убеждения (правила, отношения, допущения)

Ситуация

Автоматические мысли

Реакция (эмоциональная, поведенческая, физиологическая)

В конкретной ситуации глубинные убеждения человека влияют на особенности восприятия, что выражается в специфичных для ситуации автоматических мыслях. Эти мысли, в свою очередь, влияют на эмоциональные, поведенческие и физиологические реакции. На схеме ниже изображена когнитивная концептуализация конкретной ситуации с читателем Д — она иллюстрирует, как убеждения влияют на его мысли, которые, в свою очередь, влияют на реакцию.

Обратите внимание, что если бы читатель Д смог оценить свои мысли, это могло бы положительно повлиять на его эмоции, физиологию и поведение. Например, он мог бы так отреагировать на свои мысли: «Минуточку. Возможно, это будет нелегко — но, скорее всего, возможно. Раньше мне уже доводилось читать подобные книги, и в конце концов всегда удавалось во всем разобраться. Если я продолжу читать, я, скорее всего, лучше все пойму». Если бы он отреагировал подобным образом, возможно, он не был бы подавлен и продолжил чтение.

Глубинное убеждение: «Я ни на что не годен»

Промежуточные убеждения

Отношение: «Ошибаться — ужасно»

Правило: «Нельзя продолжать, если задача кажется слишком сложной»

Допущения: «Если я попробую взяться за сложную задачу, у меня ничего не выйдет. Если я буду избегать сложных задач, все будет в порядке»

Ситуация: нужно прочесть новый текст

Автоматические мысли: «Это слишком сложно. Я такой тупой. Мне с этим никогда не справиться. Я никогда не стану терапевтом»

Реакции:

Эмоциональная: подавленность

Физиологическая: тяжесть в теле

Поведенческая: избегание задач, просмотр телевизора

Резюмируя, можно сказать: этот читатель почувствовал нежелание продолжать, потому что определенным образом думал о конкретной ситуации. Почему у него возникли подобные мысли, а у других читателей — нет? Потому что на его восприятие ситуации повлияло глубинное убеждение в отсутствии у себя способностей.

Более сложная когнитивная модель

Важно отметить, что иногда выделение такой последовательности влияния восприятия ситуации на мысли и реакции слишком упрощает реальное положение дел. Мысли, настроение, поведение, физиология и среда постоянно влияют друг на друга. Ситуациями-триггерами можно считать:

  • отдельные события (например, низкую оценку за тест);
  • поток мыслей (например, размышления о выполнении домашних заданий или интрузивные мысли);
  • воспоминания (например, о том, как в прошлом была получена низкая оценка);
  • образ (например, лицо профессора, выражающее неодобрение);
  • эмоцию (например, внезапное осознание того, насколько плохое настроение);
  • поведение (например, решение остаться в кровати);
  • физиологический и психический опыт (например, быстрое сердцебиение или замедленное мышление).

Последовательность событий может быть сложной, ситуаций-триггеров может быть несколько, равно как и автоматических мыслей и реакций.

Сложная когнитивная модель схематически подана ниже.

Ситуация: Салли чувствует себя уставшей (физиологический триггер), как только проснулась

Автоматическая мысль: «Я слишком устала, чтобы вставать. Вылезать из-под одеяла бессмысленно. У меня не хватит сил пойти на занятия или заниматься дома»

Эмоция: грусть

Физиологическая реакция: тяжесть во всем теле

Автоматические мысли: «А вдруг мой [преподаватель по химии] решит сегодня провести тест? А потом не разрешит мне пройти его в другое время? Вдруг это плохо повлияет на мою оценку? [образ плохой оценки в табеле]»

Эмоция: тревога

Физиологическая реакция: сердце начинает биться чаще

Ситуация: замечает частое сердцебиение

Автоматическая мысль: «Мое сердце так колотится. Что со мной не так?»

Эмоция: усиление тревоги

Физиологическая реакция: напряжение в теле, частое сердцебиение

Автоматическая мысль: «Сегодня лучше остаться в постели»

Эмоция: облегчение

Физиологическая реакция: снижается напряжение и частота сердцебиения

Поведение: остается в постели

В конце концов Салли встала, пришла на занятие с опозданием в 20 минут, из-за чего возник целый ряд автоматических мыслей по поводу опоздания и пропуска части лекции.

Публикуется по книге «Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям». Джудит Бек (Judith S. Beck, 2011).

Добавить комментарий